В фильме «Фокус» с Уиллом Смитом есть эпизод, где герой выигрывает «на спор» два миллиона долларов. Условия спора были простыми: нужно было выбрать номер любого игрока на футбольном поле, а персонаж Смита должен был его угадать (что он с успехом и сделал). Но как такое возможно?
ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬЧуть позже в сюжете раскрывается секрет фокуса. На майке выбранного игрока был номер 55, и именно это число мошенники подсказывали своей будущей жертве в течение всего времени перед матчем. Например, только во время дороги от отеля до стадиона жертва наблюдала число 55 на футболках идущих на стадион болельщиков; на плакатах «случайно» встреченных забастовщиков; на рекламных щитах; на номере едущего впереди автомобиля и т. д. Осознанно или нет, но цифра 55 была буквально навязана жертве, которой ничего не оставалось, как загадать на стадионе игрока под номером 55.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?В поведенческой психологии есть такой термин – полезависимость. Полезависимость означает, что наше актуальное поведение полностью определяется внешними стимулами, условиями среды. Считается, что поведение животных является полностью полезависимым.
Это очень легко поймут хозяева домашних питомцев. Продемонстрируйте своему любимцу какую-нибудь вкусняшку, положите на доступное место и строгим голосом скажите: «Нельзя!» Пока вы будете находиться рядом, скорее всего команда будет выполнена. Но стоит вам отвернуться и/или на некоторое время выйти из помещения, лакомство будет быстро уничтожено. Очевидно, что про совесть с собакой (и тем более с кошкой) разговаривать бесполезно. Независимо от степени дрессированности, их поведение все равно будет оставаться полезависимым: «Если хозяин рядом, вкусняшку трогать нельзя; если хозяина нет в поле зрения, все можно».
Человек тоже может быть полезависимым, совершая поступки под влиянием стимулов внешней среды, о действии которых он даже может и не догадываться. Если пример из фильма «Фокус» кажется вам искусственным (хотя нечто подобное сплошь и рядом используют профессиональные фокусники-менталисты и маркетологи), то что вы скажете о «теории подталкивания» (nudge theory)? За эту теорию в 2017 году Ричард Талер получил Нобелевскую премию по экономике. Главная идея «теории подталкивания» как раз и заключается в том, что косвенное, непрямое воздействие на человеческое поведение (в том числе экономическое) гораздо эффективнее тогда, когда осуществляется через создание таких внешних условий/стимулов, которые максимально облегчают это самое поведение, но не принуждают к нему. По сути, идея звучит так: создайте правильное «поле» – и люди продемонстрируют нужное полезависимое поведение.
©
Наша Психология